Намерение московских властей ввести запрет на строительство нового жилья в пределах Третьего транспортного кольца может привести к вымыванию с рынка доступных к продаже новостроек и подорожанию элитной недвижимости как на первичном, так и на вторичном рынках до 50%.
Столичные чиновники рассматривают возможность ввести запрет на строительство нового жилья в пределах Третьего транспортного кольца. В зоне риска могут оказаться проекты компаний «Дон-Строй», Mirax Group, группы «Абсолют», ВЭБ, планируемая площадь которых оценивается более чем в миллион квадратных метров. Представитель столичного стройкомплекса подтвердил , что такая возможность рассматривается и что запрет, в случае введения, не коснется проектов реконструкции ветхих кварталов. Девелоперам в этом случае предложат застраивать земли в зоне 15–20 км от МКАД. При этом мэрия не будет полностью отказываться от предоставления городских земель под жилищную застройку, так как это может привести к снижению бюджетных доходов.
Как считают эксперты рынка недвижимости, рост цен в результате вымывания первичного предложения с рынка составит до 30–40% как на первичном, так и на вторичном рынках. Так, по расчетам аналитиков Knight Frank, принятие запрета на строительство нового жилья в пределах ТТК окажет серьезное воздействие на рынок элитной жилой недвижимости. Цены на жилье в некоторых районах могут за год подняться и до 40–50%.
Из-за планов властей на запрет строительства в зоне ТТК в зоне риска могут оказаться и проекты компаний «Дон-Строй» в том числе. На фото — элитный жилой комплекс компании «Дон-Строй» «Новая Остоженка" Источник http://profyliga.ru
апрет как повод
По информации аналитиков Knight Frank, текущего объема предложения на первичном рынке элитной жилой недвижимости Москвы при сохранении спроса хватит на 3 года. Однако, поскольку, введение подобного запрета не может не сказаться на активности покупателей, более реальная цифра составляет 2 года. Что касается традиционных районов сосредоточения элитного жилья, таких как Остоженка, Арбат и Патриаршие пруды, то можно говорить о сроках вымывания первичного предложения в пределах 1 года и существенного повышения цен в этих районах до 40%-50% за год как на первичном, так и на вторичном рынках.
«Существует ряд проектов, еще не вышедших на рынок, которые не попадают под запрет, поскольку строительство на них уже началось или начнется в ближайшее время, но, даже с учетом этого предложения (объем которого составляет 40% от текущего предложения на первичном рынке), емкости первичного рынка хватит максимум на 4 года. При этом почти 90% новых проектов сосредоточено в районе Хамовников, в силу чего в остальных районах Москвы будет наблюдаться огромнейший дефицит предложения»,— комментирует Елена Юргенева, директор департамента элитной жилой недвижимости компании Knight Frank.
«В случае принятия запрета на строительство новых жилых комплексов в пределах ТТК в целом по рынку мы прогнозируем рост цен до 20–25% в ближайшие полтора года. Самые лучшие предложения уйдут с рынка буквально в течение 2–3 месяцев. Не исключено, что девелоперы повысят цены сразу после решения мэрии»,— добавляет Наталья Сазонова, руководитель отдела исследований рынка компании Knight Frank.
В традиционных районах вроде Остоженки, где сосредоточено элитное жилье, первичное предложение может быть вымыто с рынка за один год, а жилье может подорожать на 40-50%. На фото — элитный ЖК «Купер-хаус», расположенный на Остоженк Источник archi.ru
оскве жилье не нужно
Мэр Москвы Сергей Собянин еще в ноябре прошлого года распорядился максимально прекратить офисное строительство в пределах Третьего транспортного кольца. Его позицию разделяет и член Союза архитекторов России Александр Ремизов, который считает, что любое новое строительство, а не только жилья, является нецелесообразным в пределах Третьего транспортного кольца (ТТК) в Москве. Александр Ремизов заявил РИА «Новости», что в сложившейся в столице ситуации в первую очередь следует обратить внимание не на новое строительство, а на реконструкцию, реновацию и сохранение как зданий, так и инфраструктуры в пределах ТТК.
«Инфраструктура, которая там сложилась, не рассчитана на увеличение жителей»,— сообщил Ремизов. Он также добавил, что из-за транспортного коллапса, ставшего в последние годы бедой российской столицы, новое строительство в центре города вообще нежелательно. «Если рассматривать Москву как город для жителей, чтобы им было комфортно, следовало бы прекратить новое строительство»,— считает архитектор.
В то же время, член президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко отметил в, что в пределах ТТК следовало бы отказаться от возведения элитных домов. Он пояснил, что именно на владельцев элитного жилья, как правило, приходится «по две-три, а то и четыре машины», а это в итоге приводит к транспортному коллапсу и загрязнению воздуха. «Надо не запрещать что-то совсем, а менять поведение, строить муниципальное жилье, решить проблему очередей на жилье. Нужно думать об обеспечении транспортной инфраструктуры и строить только там, где можно это сделать»,— обратил внимание эксперт.
В свою очередь, президент Российского союза строителей (РСС) Владимир Яковлев заметил, что просто запретить новое жилье в пределах ТТК не так просто. «Надо рассматривать каждый случай в отдельности и принимать индивидуальное решение, которое базируется на многих составляющих— плотность застройки, наличие инфраструктуры рядом, историческая ценность территории… но возможно, многие проекты и придется отменить»,— сказал глава РСС.
Московские архитекторы считают, что в пределах ТТК вообще стоит отказаться от возведения элитных домов. На фото — элитный ЖК «Опера-хаус» в районе Остоженк Источник http://www.santa.su
quot;Элитка» за пределами Москвы
Как считает гендиректор «Миэль-Новостройки» Мария Литинецкая, инициатива властей не скажется на ценах раньше, чем через три-четыре года, так как в течение этого периода спрос на жилье будут удовлетворять строящиеся объекты,— полагает гендиректор «Миэль-Новостройки» Мария Литинецкая.
Мнение эксперта Александр Зиминский, директор департамента продаж элитной недвижимости компании Penny Lane Realty: Если власти Москвы не пересмотрят политику ограничения на строительство жилой недвижимости в центре, то уже в течение 2–3 лет мы увидим существенное повышение цен на вторичное элитное жилье. Сейчас объем предложения элитной недвижимости пока еще более или менее соответствует спросу, а из-за искусственных ограничений предложение на первичном рынке может снизиться вдвое. Децентрализация центра Москвы, улучшение транспортной ситуации (если она всё-таки наступит) повлечет рост спроса на жилые площади. А сочетание роста спроса и снижения предложения приведет к тому, что на вторичном рынке ценники на квадратный метр поднимутся еще на 30%
Директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood Ольга Широкова, напротив, полагает, что в случае запрета на строительство в пределах ТТК можно ожидать повышения цен, причем не только в пределах этой зоны, но и на качественное жилье в других районах города. «Определенный „запас прочности» на рынке элитного жилья есть, в том числе в продающихся проектах, а также планируемых к выводу на рынок, однако в случае принятия столь радикального решения будет определен „потолок» для нового элитного предложения, что сам по себе, даже без быстрого формирования дефицита, может привести к росту цен»,— считает Широкова.
По ее мнению, один из возможных вариантов выхода из ситуации, если будет введен запрет на строительство,— это формирование новых «элитных» районов за пределами центра, в том числе за городом. «Подобные проекты (например, Рублево-Архангельское) заявлялись до кризиса»,— напоминает Ольга Широкова.